Предметное методическое объединение педагогов как средство формирования профессиональных компетентностей

Стремительное развитие всех сфер жизни общества ставит новые задачи перед системой образования в России. Одним из важнейших направлений в модернизации содержания обучения является переход к компетентностному подходу. В контексте формирования рыночной экономики и гражданского общества, главными целями образования становятся развитие у обучающихся таких способностей, как умение действовать в быстроменяющихся условиях, незнакомых ситуациях, менять сферы деятельности, способы деятельности и быть успешными.

В связи с этим к выпускникам школы предъявляются новые требования. Основной задачей является не только получение системы знаний, умений и навыков, но и формирование ключевых компетенций школьников – познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, правовой, которые помогут им действовать в конкретной жизненной ситуации. В новых условиях, соответственно, меняется и роль школы, поэтому данные требования предъявляются не только к обучающимся, но и к учителям.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности, которые реализует методическая служба школы, в состав которой входит: педагогический совет, методический совет,  школьные методические объединения, проблемные группы, служба информационного обеспечения, социально-психологическая служба. Методическую работу в образовательном учреждении можно рассматривать как внутреннюю форму повышения квалификации без отрыва от практической деятельности, как условие творческой активности, как школу мастерства педагога.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Можно назвать следующие пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах;

Инновационная деятельность педагога;

Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах, фестивалях;

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта;

Аттестация педагогов, повышение квалификации;

Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.

Перед современным педагогом стоит большая задача – во-первых, создание условий для формирования личности школьника, а во-вторых, постоянное совершенствование своих профессиональных качеств. В этой связи на школьных учителей возложена серьезная ответственность, которая может быть полноценно реализована благодаря совместным усилиям всего педагогического коллектива.

Для того чтобы реализовывать компетентностный подход на практике, педагог должен сам иметь набор необходимых профессиональных компетенций. Именно поэтому эффективное решение поставленных задач достигается за счет работы предметных методических объединений, которые имеют большой вспомогательный потенциал в совершенствовании педагогического мастерства, обобщении и распространении опыта учителей.

Компетентность можно определить как способность применять знания, умения и практический опыт в решении конкретных задач для успешной деятельности в определенной области. Это позволяет преодолеть проблему, когда ученики на достаточном уровне владеют теоретическим материалом, но испытывают трудности в реальной деятельности, которая требует применение этих знаний. Компетентностный подход призван укрепить связь школьного образования с жизнью.

Также стоит отметить, что одной из важнейших проблем в определении содержания компетентностного подхода является отбор ключевых компетенций. По мнению многих исследователей, можно выделить следующие ключевые компетенции: общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и компетенции личностного самосовершенствования. На основе предложенной классификации рассмотрим деятельность МО в развитии ключевых компетенций:

Общекультурные компетенции.

Данные компетенции предполагают, что учитель должен не только на достаточном высоком уровне владеть определенным объемом знаний, но и постоянно стремиться к их обновлению и расширению; а также иметь познания в вопросах смежных дисциплин, общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека, общественных явлениях и традициях.

Учебно-познавательные компетенции.

Постоянный поиск новых знаний учителем должен носить перманентный характер, иначе есть шанс остаться во «вчерашнем дне». Поэтому процесс самостоятельной познавательной деятельности будет являться залогом успеха в развитии профессиональной компетентности педагога. Также сюда относится развитие знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа и рефлексии.

Информационные компетенции.

Организация современного урока требует от учителя навыков работы с техническими устройствами (компьютер, принтер, модем) и программным обеспечением (Microsoft Office, графические редакторы, мультимедийные программы), информацией (Internet, электронная почта, форумы, СМИ). В процессе работы учителя предметного МО обмениваются опытом работы, создают авторские презентации, анализируют и преобразуют необходимую информацию в электронном виде. Также для эффективной координации деятельности МО используются сайты, форумы, блоги, электронная почта.

Коммуникативные компетенции.

Важнейшую роль в развитии данных компетенций играет деятельность МО. Организация совместной работы, проведение мероприятий, проектов, требуют большого уровня мобильности, скоординированности действий и взаимопонимания учителей. Обсуждение планов и результатов работы на заседаниях МО предполагает постоянный обмен мнениями, дискуссии, поиск совместных решений.

Компетенции личностного самосовершенствовании.

Непрерывное самообразование является залогом успешной деятельности в меняющихся условиях, постоянное самосовершенствование должно быть направлено на достижение высокого уровня интеллектуального, духовного и эмоционального развития. Данные компетенции реализуются за счет организации самостоятельной работы учителя с научно-методической, педагогической литературой, посещения методических курсов повышения квалификации, проведения круглых столов, конференций, мастер-классов, взаимопосещения уроков, на которых происходит знакомство с передовым опытом учителей МО.

Таким образом, на сегодняшний день роль МО в школе, безусловно, велика. В результате работы предметного МО создаются условия для повышения уровня компетентности учителя, развития его профессиональной культуры, что, в свою очередь, оказывает влияние на качество образования и воспитания обучающихся.