Система работы классного руководителя 11 класса по формированию сплочённости классного коллектива

       Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребёнка, а различные отношения создают разные группы. Это могут сплочённые группы или несплочённые. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности.

        Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т.д.)

         Иногда любое сплочение группы, даже на основе антигуманных норм отношений рассматривается как позитивное явление, так как организаторские задачи считаются более значимыми, чем воспитательные, а манипулировать сплочённой группой легче. Чтобы такого не допустить, при работе с группой нужно учитывать её специфику (например, возраст).

         Критериями  коллектива являются:

- групповая направленность;

- способность группы к самоуправлению;

- подготовленность группы к совместной деятельности.

          Показатели развития коллектива:

- интеллектуальная коммуникативность (межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с «полуслова»);

- эмоциональная коммуникативность  (общение и поддержка в радости и горе);

- волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям в экстремальных ситуациях)

        Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт. Он сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают прежде всего деловые отношения – отношения ответственности или зависимости. Они являются основными в коллективе.

        Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Актив стабилен, но классный руководитель создаёт условия для планомерной смены поручений в самоуправлении.

        Принципами  сотрудничества являются:

- безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;

- беспристрастность в оценке поступков учащихся;

- терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;

- диалогичность в общении;

- использование чувства юмора;

- отсутствие  страха сделать ошибку и признать её.

        Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося.   Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, коллектива из группы ребят не получится. Для этого необходимо следующее:

          открытость деятельности классного руководителя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе),

          обратная связь после каждого проведенного дела (беседа, анализ, неформальное отношение),

          сотворчество (сотрудничество в творчестве),

          успешность (использовать инструмент оценки),

          свобода выбора,

          целевая направленность (конкретный результат дела),

          привлекательная деятельность.

        А все это может строиться не просто на плане работы (определенной фиксации проделанного), а на воспитательной программе деятельности или на программе воспитания. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного. И если мы это научимся делать и с научной, и с практической точки зрения – многие наши проблемы будут решены.

        Сплоченность классного коллектива, на мой взгляд, зависит от того, что мы   решаем  все основные вопросы вместе. Всё, что происходит в классе, у нас регулируется правилом: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

        Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает сплоченную команду.