Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребёнка, а различные отношения создают разные группы. Это могут сплочённые группы или несплочённые. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности.
Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т.д.)
Иногда любое сплочение группы, даже на основе антигуманных норм отношений рассматривается как позитивное явление, так как организаторские задачи считаются более значимыми, чем воспитательные, а манипулировать сплочённой группой легче. Чтобы такого не допустить, при работе с группой нужно учитывать её специфику (например, возраст).
Критериями коллектива являются:
- групповая направленность;
- способность группы к самоуправлению;
- подготовленность группы к совместной деятельности.
Показатели развития коллектива:
- интеллектуальная коммуникативность (межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с «полуслова»);
- эмоциональная коммуникативность (общение и поддержка в радости и горе);
- волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям в экстремальных ситуациях)
Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт. Он сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают прежде всего деловые отношения – отношения ответственности или зависимости. Они являются основными в коллективе.
Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Актив стабилен, но классный руководитель создаёт условия для планомерной смены поручений в самоуправлении.
Принципами сотрудничества являются:
- безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;
- беспристрастность в оценке поступков учащихся;
- терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;
- диалогичность в общении;
- использование чувства юмора;
- отсутствие страха сделать ошибку и признать её.
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, коллектива из группы ребят не получится. Для этого необходимо следующее:
• открытость деятельности классного руководителя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе),
• обратная связь после каждого проведенного дела (беседа, анализ, неформальное отношение),
• сотворчество (сотрудничество в творчестве),
• успешность (использовать инструмент оценки),
• свобода выбора,
• целевая направленность (конкретный результат дела),
• привлекательная деятельность.
А все это может строиться не просто на плане работы (определенной фиксации проделанного), а на воспитательной программе деятельности или на программе воспитания. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного. И если мы это научимся делать и с научной, и с практической точки зрения – многие наши проблемы будут решены.
Сплоченность классного коллектива, на мой взгляд, зависит от того, что мы решаем все основные вопросы вместе. Всё, что происходит в классе, у нас регулируется правилом: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает сплоченную команду.