Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в условиях информационной свободы

21 век  получил  название  века   информации и информационных технологий.  В наше "продвинутое" время одинаково доступным становится любая информация любому человеку, будь то взрослый, сформировавшийся человек или же подросток. Пропаганда легкой  красивой беззаботной жизни,  свободной любви,  демонстрация финансовой силы, материальных ценностей, вседозволенность, распущенность не сходит с экранов телевизора и сети Интернет.  Информационная свобода способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей.

В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря и трудовые отряды, книги, театр, радио, кино и телевидение,  интернет - весь строй нашей жизни. Всё это так, но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому решающее значение в нравственном воспитании ребёнка имеет  семья: уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи.

Говоря о  духовно -  нравственном   воспитании, необходимо отчётливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность».  В центре внимания духовно-нравственных ценностей находятся такие базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть.   Эти ценности не взяты откуда-то с потолка, они определяются такими извечными источниками духовно-нравственных ценностей, как Библия в христианстве, Коран в исламе и в другими   мировыми  религиями и культурами.   Таким образом, нравственное воспитание – это формирование  у ребенка представлений о добре и зле, о правилах общежития, о первых трудовых навыках, или же говоря проще, ответить на простые вопросы – что такое хорошо и что такое плохо?

Важнейшую роль в духовно-нравственном воспитании ребенка имеет представления родителей о нравственности, их культурный и интеллектуальный уровень, то, как мы отвечаем на вопросы что такое хорошо и что такое плохо, что дозволять нашим детям, а что не позволять. Очень часто можно увидеть картину, когда наши дети – и совсем  малолетние, и младшего школьного возраста, и старшеклассники  вместе со взрослыми находятся за одним столом, где распиваются спиртные напитки. Свадьбы, юбилеи,  дни рождения, проводы в армию и даже такой сугубо взрослый обряд, как сватовство,  – везде с нашего родительского позволения  в центре стола  наши дети. Хорошо ли это или плохо? Сейчас уже никого не удивляют молоденькие девочки с бутылкой пива, а то и водки  в руках.  В  будущем нет никакой гарантии, что наши милые послушные хорошие дочки и сыночки   окажутся среди них.    

Идет концерт в центральном Доме Культуры – в поздний уже для ребенка час, когда ему положено давно почивать в кроватке, малыши   и малышки вовсю  бодрствуют и  резвятся между рядами и креслами, взбираются на сцену к артистам, а мамаши,  довольные и гордые, любуются  чадами. Хорошо ли это или плохо? Многие родители считают, что ребенок должен знать все стороны жизни, расти  смелым,  не застенчивым, чтобы умел давать сдачи, когда понадобится. Считается,  что такому  легче будет во взрослой  жизни.  Правильно ли это? Убеждена, что это глубокое заблуждение.  Умение дать отпор легко может перерасти  в умение дать отпор нам, родителям.  Гораздо лучше, если мы, родители, будем учить детей уступать, гасить конфликты, учить договариваться, цивилизованно общаться друг с другом, помогать друг другу, сочувствовать, отзываться на чужую боль. Все зависит только от нас.  Если ребенок не знает, что такое стыд, не умеет краснеть ( а такие встречаются все чаще и чаще), то берегись, родитель!  Родителям всегда нужно уметь  предполагать их результат, смотреть в будущее.

Ребенка с малых лет следует приучать к послушанию. Послушание — это начало воспитания. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая создается в семье. Все должно быть четко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут, за что получит поощрение, должна быть четкая иерархия ценностей в каждой семье. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное.  Мама с малышом заходят в магазин. В магазине доступном для ребенка месте разложен товар: шоколадки, конфеты, чупа-чупсы и т.д. Малыш подходит, свободно все трогает, берет в руки, как это делает дома,  а мама  ничего не замечает, воспринимает как должное,  не запрещает. Так формируется   привычка в лучшем случае брать без спроса чужие вещи, в худшем случае – лезть в чужой карман. Мама покупает чупа-чупс, ребенок  начинает топать ножками и требовать, чтобы   купила   и шоколодку.  Мама сдается. Все, берегись, родитель! В будущем   не вы будете управлять ребенком, а ребенок вами.

 Важнейшую роль  в формировании нравственности играет не беседа, не наставление, а совместная деятельность. На ребенка надо смотреть как на маленького взрослого. Недополучают дети элементарного общения со взрослыми, не детского общения, а взрослого. Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали бегать, прыгать, скакать, надо, чтобы взрослые принимали своих детей в свою взрослую жизнь. Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убирать с ним дом, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни) — тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых. Все дети постоянно подражают взрослым, только надо давать им возможность проявлять свое желание в настоящей работе.

С раннего детства ребенок уже должен знать, что такое труд. Очень важно, чтобы у каждого ребенка в семье была своя постоянная обязанность. Это может быть - для малышей - обязанность убирать свои игрушки, позже, когда ребенок подрастет, - убирать свою постель, еще позже - вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи и т. д. Обязанностей, конечно, не должно быть непосильно много - лучше одна, но выполняемая неукоснительно

Воспитание детей в семье далеко не всегда проходит успешно. В нём нередки ошибки, болезненно отражающиеся на жизни семьи. 

В одних случаях – это чрезмерный авторитаризм семейного воспитания, лишающий ребёнка самостоятельной линии поведения, когда отсутствует вера в силы и возможности самого ребёнка.

Другая крайность семейного воспитания, приводящая к серьёзным осложнениям, связана с изнеженностью, избалованностью детей, вытекающей из слепой, всепрощающей любви родителей к ребёнку. Будучи сами трудолюбивыми, испытав немало трудностей на своём пути, такие родители стремятся уберечь ребёнка от невзгод и лишений, создают ему приятную жизнь без труда, потакая его слабостям, идя на поводу не только его желаний, но и прихотей, воспитывая себялюбца и эгоиста.

Иной вид ошибок в семейном воспитании обусловлен отсутствием единой и определённой линии со стороны отца и матери, либо со стороны родителей и старшего поколения (бабушек и дедушек). Суровость и требовательность одних снимается всепрощающей любовью других. В этих условиях растёт приспособленец, лицемер, использующий сложившиеся отношения старших родственников.

Полная безответственность родителей в воспитании ребёнка также одна из причин неудач семьи. Опасен по своим последствиям этот нейтрализм, который выражен в формуле: “Наша забота, чтобы ребёнок, был сыт и одет, а воспитанием пусть занимается школа”. Если отец и мать проявляют равнодушие к учебным делам сына или дочери, к их внутреннему миру, это неизбежно повлечёт стремление ребёнка заполнить образовавшийся “духовный вакуум” вне дома с помощью случайных, сомнительных знакомств.

   Чрезмерная материнская любовь, также как и её отсутствие, может ослеплять, делать несчастной не только мать, но и ребёнка. Любовь матери должна быть разумной, нежной и требовательной.  “Любить детей нужно мудро, - говорил В.А. Сухомлинский, – не по-куриному. Ребёнок, воспитанный в духе умиления – эгоист. Он не знает слов “нельзя”, “можно”, “нужно”. Он не знает своего долга перед родителями, не хочет трудиться. Ребёнку кажется, что он приносит радость родителям уже тем, что живёт на свете”.

В.А. Сухомлинский рекомендовал внедрять в семейную педагогику десять этических “нельзя”: “Нельзя бездельничать, когда все трудятся. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми. Нельзя вступать в пререкания со старыми людьми, особенно со стариками. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. Нельзя допускать, чтобы мама давала тебе то, что она не даёт себе – лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье. Нельзя делать то, что осуждают старшие. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего. Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его”.

Воспитание — всегда большой труд, а духовно-нравственное воспитание — один из самых сложных видов этого труда. Нравственное отношение к другим людям, ценность другого человека формируется в семье. Психологи утверждают: если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек и личность.